...

Обманули мошенники в интернете: что делать, как вернуть деньги

В связи со стремительным развитием виртуальных коммуникаций и технологий мошенники в интернете обосновались вполне успешно, и успели придумать массу эффективных схем по «разводу» добропорядочных граждан. Статья будет полезна тем, кого уже обманули на просторах Всемирной сети, а также тем, кто не намерен становиться жертвой злоумышленников, орудующих в киберпространстве.Обманули интернет-мошенники

Мошеннические онлайн-магазины

Организаторы фейковых интернет-магазинов продают несуществующие товары. Сначала они создают целую сеть однотипных маркетплейсов, которые обеспечиваются информационно-рекламной поддержкой в социальных сетях. Затем заказывают положительные отзывы на специализированных ресурсах и заманивают клиентов невероятно низкими ценами, а также различными бонусами, дополнительными скидками и подарками.

  1. Потенциального покупателя, решившего обратиться в фейковый интернет-магазин, «обрабатывают» опытные менеджеры, владеющие всевозможными манипулятивными методиками. Работники мошеннических торговых площадок используют изощренные приемы для увеличения среднего чека.
  2. Покупателю предлагают оформить заказ наложенным платежом и рассчитаться за него непосредственно при получении. Данный прием позволяет усыпить бдительность человека.
  3. Обман раскрывается, когда клиент приходит на отделение Почты России, оплачивает свою посылку, открывает коробку и обнаруживает внутри пакет с дешевым наполнителем либо низкокачественную копию указанного на витрине товара.

Организаторы подобных интернет-магазинов (CITY-X, LLC «Parcels Pro») старательно скрывают любые контактные данные и даже вкладывают в посылки бланки с «липовыми» электронными адресами. Делается это с целью запутать покупателя и оттянуть время, которое он мог бы потратить на подачу жалоб и возврат денежных средств.

Обман через доски объявлений

аферисты обманывают в АвитоС обманом через сайты объявлений может столкнуться как покупатель, так и продавец. Наиболее распространенной в настоящее время является следующая схема «развода»:

  • покупатель связывается с автором заинтересовавшего его объявления;
  • после предоплаты товара продавец оттягивает время, а затем бесследно исчезает.

Мошенники, орудующие на самом посещаемом портале объявлений Avito, научились обходить «Безопасную сделку» – специальную опцию, предназначенную для повышения безопасности пользователей ресурса. В качестве примера можно привести такую популярную схему:

  1. Продавец размещает предложение, которое как правило отличается низкой ценой.
  2. Человек, решивший приобрести данный товар, связывается с владельцем лота, договаривается о покупке с помощью услуги «Безопасная сделка» и сообщает ему наиболее предпочтительный способ доставки.
  3. Покупатель переводит деньги за товар, после чего средства резервируются на Авито.
  4. Затем продавец обращается к покупателю за контактным номером для уточнения деталей сделки или предварительного созвона перед встречей (в том случае, если оба находятся в одном городе).

После этого покупатель получает SMS от незнакомого абонента, в котором мошенник представляется сотрудником сайта avito.ru, уточняет детали доставки, уведомляет о размере кэшбека и просит подтвердить заявку с помощью короткого кода, который он сейчас вышлет в SMS. Клиент получает настоящее уведомление от сервиса и сообщает код мошеннику. Злоумышленник, выманив код, авторизуется в сервисе из аккаунта покупателя, затем выставляет в собственном профиле информацию о том, что он передал товар покупателю. Таким образом обманщик получает деньги, миную защиту, гарантированную «Безопасной сделкой».

Во избежание риска столкнуться с подобными мошенниками не рекомендуется сообщать коды и разглашать конфиденциальную информацию посторонним лицам. Не стоит размещать номера своих телефонов в открытом доступе на досках объявлений и сайтах-агрегаторах, которые занимаются сбором данных.

«Выуживание» денежных средств через подписки

Платные онлайн-подписки – не менее популярная схема «развода». Используется преимущественно сайтами знакомств, онлайн-кинотеатрами, подборщиками кредитов (TvoyZaym, Forenzi) и различными второсортными сервисами. Алгоритм обмана выглядит примерно следующим образом:

  1. Человек указывает свои конфиденциальные данные во время серфинга по Сети, либо информация «выуживается» при переходе на один из фишинговых ресурсов.
  2. После обнаружения утечки денег с карты пользователь обращается в службу поддержки онлайн-сервиса, где ему отвечают, что подписка была оформлена им лично.

В подобной ситуации обманутому владельцу банковской карты очень непросто доказать факт причастности мошенников ко взлому счета. Даже если сами организаторы сомнительного ресурса произвели активацию подписки, они будут всячески отрицать вмешательство третьих лиц. Если не предпринять никаких мер, то держателю карты придется постоянно оплачивать премиальный доступ к VIP-услугам (например, сайт-знакомств tkmru.com), информационно-рекламные и прочие услуги.

Обман с помощью спам-рассылок

СМС обманДанная разновидность обмана является наипростейшей, и рассчитана преимущественно на неопытных интернет-пользователей. Схема «развода» реализована таким образом:

  1. Человек получает СМС на телефон либо сообщение ВКонтакте, Одноклассниках, Инстаграме или в другой популярной социальной сети. В нем содержится информация вроде «Вы стали победителем грандиозного розыгрыша» и предложение перейти по вложенной ссылке для получения подробных инструкций, позволяющих получить деньги.
  2. После перехода на мошеннический ресурс пользователь должен указать ряд персональных данных либо сделать перевод определенной суммы, которая взимается якобы за оформление выигрыша.

Несмотря на всю примитивность этой устаревшей схемы, на нее и по сей день «клюет» немало доверчивых граждан. Спам о победах в фейковых лотереях и уведомлениях о выплатах от государства распространяется через электронную почту, мессенджеры и социальные сети.

Куда обращаться в случае обмана

Прежде всего стоит обратиться к самим мошенникам, составив мотивированную претензию и потребовав возврата денег. Не нужно писать угроз и оскорблений. Лучше просто сообщить о своем твердом намерении восстановить справедливость путем подачи жалоб в соответствующие инстанции. Начинать рекомендуется со звонка в службу поддержки своего банка. Дальнейшие шаги варьируются в зависимости от ряда факторов:

  1. В случае автоматического платежа, произошедшего без участия пользователя, нужно сообщить менеджеру банка о факте взлома карты и составить заявку на возврат денежных средств.
  2. Если деньги были переведены держателем карты, также стоит незамедлительно обратиться в call-центр своего банка. Однако вернуть свои средства, если карта не была дискредитирована, а перевод подтвержден самим пользователем, очень непросто.

Если деньги были списаны в пользу QIWI, Yandex-денег (ЮMoney), нужно обратиться в службу поддержки электронных систем, заявив о факте мошенничества. Вернуть деньги значительно проще, если платеж еще не успел пройти и находится в статусе «Обрабатывается» или «Выполняется». В противном случае шанс на возврат денежных средств ничтожно мал.

Рекомендуется оставить онлайн-жалобы в интернет-приемную Прокуратуры и Роспотребнадзора или написать заявление, посетив отделение Полиции. Претензию необходимо подавать на лицо, ответственное за хищение средств, поэтому нужно предоставить побольше контактной информации о мошенниках, в обязательном порядке указав регион получателя. Саму жалобу можно составлять в свободной форме, прикладывая к ней максимальное количество скриншотов и прочих подтверждений противоправных действий со стороны мошенников.

Сегодня процент раскрываемости преступлений, связанных с киберпространством, чрезвычайно низок. Современные интернет-мошенники научились грамотной конспирации. Они принимают платежи на карты и виртуальные кошельки, оформленные на подставных людей, или наличными через посредников в лице федеральных клиентов. К тому же злоумышленники постоянно меняют адреса сайтов и хостинги, электронные ящики, номера телефонов и другую контактную информацию.

Отзывы

У нас с товарищем одна дорогущая PCP-винтовка на двоих. Мы всегда берем ее на всяческие пикники для того, чтобы пострелять по банкам, бутылкам и прочим целям. Так вот, присылает мне этот самый товарищ месяца полтора назад ссылку на интернет-магазин, предлагающий крутейшие ночные прицелы-тепловизоры по 1999 рублей. И говорит, мол, давай приобретем в складчину сей девайс. Исходя из того, что в наших широтах стоимость подобных игрушек начинается с отметки в 20 000 рублей, решил поддержать его идею. Рассчитались за посылку наложенным платежом, и уже после вскрытия посылки с огорчением узнали, что внутри был дешевенький игрушечный пистолетик с присосками. До сих пор рассылаем всякие жалобы, но денег пока обратно не получили. В следующий раз не будем вестись на халявные цены и проверять репутацию магазинов перед покупкой.

Дмитрий Геннадьевич, Нижневартовск

Не так давно мой тесть, имеющий аккаунты в социальных сетях, но не слишком хорошо ориентирующийся в интернет-пространстве, получил ВКонтакте сообщение о крупном выигрыше в лотерею. Причем его не смутило, что на участие в каких-либо розыгрышах он заявок не подавал. В общем, перешел он по ссылке и слил мошенникам несколько тысяч рублей за оформление перевода. Не думал, что кто-то ведется еще на такой лохотрон.

Андрей, Астрахань

Заключение

Тем, кого обманули мошенники в интернете, стоит подать онлайн-жалобы в Роспотребнадзор и Прокуратуру, а также придать огласке незаконную деятельность, оставив соответствующие отзывы на форумах и в социальных сетях. Процесс восстановления справедливости может растянуться на много дней или даже недель, однако в случае должного упорства вернуть свои деньги вполне реально.

Добавить комментарий